+7 (495) 234 03 91

Транспортно-пересадочные узлы

Транспортно-пересадочный узел - узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта или между различными линиями одного вида транспорта, а также попутное обслуживание пассажиров объектами социальной инфраструктуры.

Транспортно-пересадочный узел может включать: посадочные терминалы, перехватывающие парковки, стоянки такси и т.п.

Посадочный терминал транспортно-пересадочного узла - специально создаваемые одно или несколько сооружений в транспортно-пересадочном узле, предназначенные для:

  • оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их;

  • размещения необходимой протяженности фронта посадки на наземные виды транспорта;

  • создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих наземный транспорт;

  • разделения потоков пассажиров, пользующихся муниципальным и коммерческим транспортом.

Транспортно-пересадочные узлы в Москве

Концепция строительства транспортно-пересадочных узлов в Москве, утвержденная Распоряжением Правительства Москвы от 1 сентября 2005 г. № 1699-РП, предусматривает строительство и реконструкцию 90 транспортно-пересадочных узлов с сооружением в них посадочных терминалов, перехватывающих стоянок и других объектов, улучшающих условия движения транспорта и пешеходов.

Все транспортно-пересадочные узлы в Москве разделены на две основные категории: транспортно-пересадочные узлы регионального значения и транспортно-пересадочные узлы городского значения.

В региональных транспортно-пересадочных узлах обеспечивается пересадка пассажиров с системы внешнего транспорта на систему городского пассажирского транспорта. Примером подобных узлов являются Московские железнодорожные вокзалы (Курский, Павелецкий, Белорусский и др.). Характерной особенностью подобных узлов является сложившаяся и удобная система пересадки с внешнего транспорта на систему городского транспорта, которая в основном организована под крышей и осуществляется в комфортных условиях.

Городские транспортно-пересадочные узлы разделены на внутрисетевые узлы и на комплексные узлы.

Во внутрисетевых транспортно-пересадочных узлах осуществляется пересадка внутри какой-либо определенной системы пассажирского транспорта. Например, наземный городской пассажирский транспорт - наземный городской пассажирский транспорт; метрополитен - метрополитен и т.п.

В комплексных транспортно-пересадочных узлах осуществляется пересадка между системами наземного транспорта, метрополитена, пригородной железной дороги и т.п. Данный вид пересадки в настоящее время является наименее комфортным для пассажиров и отличается наименьшей степенью организации.

Пилотный проект посадочного терминала комплексного транспортно-пересадочного узла был реализован в 2005 году на территории отстойно-разворотной площадки автобусов у станции метро «Калужская» в комплексе с торговым центром «Калужский» (Посадочный терминал «Калужский»).

В 2010 году планируется реализация посадочного терминала в транспортно-пересадочном узле у станции метро «Планерная».

Типовая технология работы посадочного терминала



Доступ в зону посадки

В посадочном терминале проход пассажиров в зону посадки осуществляется через одну или несколько линий контроля, где выполняется контроль оплаты проезда.

После валидации билета пассажир проходит через турникет на посадочную платформу в зоне посадки.



Посадка в транспортное средство

Посадка пассажиров в транспортное средство в зоне посадки осуществляется во все двери, кроме передней, без контроля билетов.



Продажа билетов

Продажа билетов производится:

  • в одном или нескольких пунктах продажи билетов;

  • в автоматах продажи билетов.


Типовая конструкция посадочного терминала

Посадочный терминал транспортно-пересадочного узла - сооружение, предназначенное для посадки пассажиров в наземный городской транспорт, оснащённое стационарно установленным оборудованием АСКП и обеспечивающее максимальный комфорт и высокую скорость посадки пассажиров.

В типовой комплекс оборудования посадочного терминала входят:

  1. Один или несколько комплексов стационарного оборудования линии контроля посадочного терминала в составе:

    • - не менее одного турникета пассажирского типа ГСТ-520 с пропускным механизмом типа «трипод» и съемным устройством контроля и погашения магнитных билетов (УКПБ) типа V3076;

    • - турникет ГСТ-570 с увеличенной шириной прохода (далее – грузовой турникет), со съемным устройством контроля и погашения магнитных билетов (УКПБ) типа V3076, образующий контролируемый проход для пассажиров с ограниченными физическими возможностями и пассажиров с крупногабаритным грузом;

    • - пульт управления грузовым турникетом;

    • - кнопка аварийного отключения турникетов («Антипаника»).

    Количество турникетов в комплексе определяется исходя из пассажиропотока в пиковые часы и размеров посадочного терминала.

  2. Один или несколько пунктов продажи билетов, оборудованных устройством кодирования билетов (УКБ) типа V3077 с GPRS-модемом.

  3. Сервер посадочного терминала, обеспечивающий сбор данных о посадке пассажиров и обмена данными с Центром обработки информации АСКП

  4. Автоматы продажи магнитных билетов, подключенные к локальной сети посадочного терминала.

 





Социальный эффект

Посадочный терминал обеспечивает максимальный комфорт посадки пассажиров в транспортные средства.

Быстрая посадка пассажиров

Посадка пассажиров в транспортные средства осуществляется не через переднюю дверь (как на обычных остановках), а через все двери, кроме передней. В результате обеспечивается максимальная скорость посадки, которая востребована именно при пересадке с метро на наземный транспорт.

Комфортная посадочная площадка

Пассажиры ожидают транспорт и совершают посадку, невзирая на непогоду. Посадочная платформа, как правило, накрыта навесом. При этом полностью решена проблема мокрого или скользкого тротуара.

Исключение посторонних транспортных средств

Посадку пассажиров в общественный транспорт существенно затрудняют неправильно припаркованные автомобили. Эта проблема обостряется на крупных остановках у станций метрополитена: припаркованные в первом ряду частные автомобили и микроавтобусы вынуждают останавливаться общественный транспорт во втором ряду. В результате к дверям автобусов сложно подойти, посадка происходит не с тротуара, а почти с середины проезжей части, блокируется движение прочего транспорта.

Терминал полностью решает эти проблемы: въезд автобусов в терминал осуществляется через шлагбаум, так что посторонний транспорт не может сюда попасть.

Удобство приобретения билетов через автоматизированные пункты продажи

Благоприятные климатические условиях посадочного терминала (отсутствие осадков) позволяют разместить в нем автоматы продажи билетов. Автомат продаёт билеты и выдаёт сдачу. Наиболее существенным преимуществом автомата является гарантия покупки подлинного билета: автомат заправляется пустыми бланками билетов и регистрирует продажу каждого билета.

Также билеты можно приобрести и в кассе.

Комфортная посадка для инвалидов

В линейке турникетов предусмотрена специальная калитка для посадки инвалидов, которую при необходимости открывает дежурный. Калитка оборудована валидатором, поэтому сохраняются равные правила оплаты проезда для всех пассажиров. Автобусы прибывают вплотную к платформе, поэтому посадка инвалида в коляске в низкопольный автобус также осуществляется без препятствий.

Безопасность и охрана правопорядка

Наземный транспорт проигрывет метрополитену в части обеспечения безопасности проезда пассажиров. В метро постоянно дежурит милиция и ведётся видеонаблюдение, в то время как наземный транспорт работает фактически без охраны.

В посадочном терминале постоянно дежурит охранник, который препятствует въезду постороннего транспорта и следит за соблюдением правопорядка. В терминале пассажиры чувствуют себя в безопасности, в том числе в ночное время.